Но я пошел на смерть, Аннунциата.
Ведь чтобы победить, надо идти и на смерть.
И вот я победил.
Бьют часы: Дили-дон-динь-дон...
Бьют часы: Дили-дон, динь-динь...
Нет, поверьте - это не сон...
Это только начало сказки...В субботу была на премьере «Тени» — музыкального спектакля по Шварцу.
Слова и музыка были написаны специально для этой постановки, и эти самые слова и музыка настолько прекрасны, что это не выражается словами — они в полной мере достойны стоять в одном ряду со всем известными экранизациями Шварца по уровню, а большего комплимента им не сделаешь. Театр, где это ставится, любительский, потому я не буду говорить, что исполнение вышло во всех отношениях идеальное. Но я скажу, что оно вышло очень душевным — и глубоким, а потому в полной мере осуществило эту историю, какой она должна быть. Я просто очень четко почувствовала, что все, кто в этом участвовал — они вложили туда себя, частичку своей души.
Сложно — да и не факт, что возможно — описать все впечатления, но тем не менее, я настолько прониклась предпоказом, что ещё там, после первого отделения с Тенью (вторым был просто концерт), у меня появилась безумная идея прилететь на выходные специально посмотреть спектакль целиком — раз уж премьера в субботу.
И прилетела. И не пожалела об этом.
Бьют часы: Дили-дон-динь-дон...
Бьют часы: Дили-дон, динь-динь...
Скоро занавес и поклон...
После, после поговорим.
(с)Почитать стихи, на которых основано либретто (то бишь почти все, кроме цитат из Шварца между этими стихами), авторства Ирины Югансон (Нероновой), можно
тут и на следующей странице, идя по «Песням к мьюзиклу Тень», начиная с конца и двигаясь к началу.
А теперь тут будет большой многобукв, потому что от сильных спектаклей отдача у меня наступает, по опыту, через день, потому сейчас у меня ломка от невозможности это переслушивать и много-много всего внутри, сразу обо всем — о сюжете Шварца, об этой конкретной версии, о персонажах и идеях...
( читать дальше )***
Раз уж песен из мьюзикла у меня нет, а без музыкального сопровождения никак нельзя, будут "чужие" ассоциации, и эта первая — на финал, осадком от всего.
Только думать здесь не надо —
Всё продумано за вас.
Счастливый конец у сказки бывает очень редко — сказала Аннунциата в самом начале. И в этой сказке его не случилось. Нет, он мог бы быть счастливым, но это было бы фальшиво. А так он вышел правильным.
Вообще, конечно, начать надо было бы с Тени. Все-таки с Тени для меня все началось, и где-то после того самого "я - тот, я - тот, я - тот, кто нужен вам" и следующей песни министров я осознала, что меня пришибло, вот чем-то так зацепило — внезапно — что я немного неадекватно воспринимаю реальность, как бывает, когда моя несчастная двумерная ЧЭ не вмещает все, что требуется.
Но о Тени я уже немного говорила и ещё больше думала.
Потому начну я с Ученого. С Христиана-Теодора.
Пустые споры, слов туман,
Дворцы и норы, свет и тьма,
И утешенье лишь в одном —
Стоять до смерти на своем.
Именно когда я задумалась об Ученом, я поняла, что на самом деле это все-таки очень грустная история. Потому что когда кто-то уходит, это всегда грустно, ибо значит, — как бы лучше ему ни было там, куда он идет, — что вот тут этому человеку места не нашлось.
Вообще, это очередная история о квадровых конфликтов, о конфикте идеализма альфы со светлым, но способным очень больно ранить заблуждением беты и рациональным расчетом гаммы.
Это хуже, чем ангина, скарлатина, или корь,
Уверяю Вас, наивность - преопаснейшая хворь!
О возвышенных идеях позабудьте навсегда.
Будьте проще и наглее и не тронет Вас беда.
И именно наивность Ученого — корень всех последующих бед. «Если бы не казалось мне, что весь мир несчастен из-за того, что я еще не придумал, как спасти его, то было бы совсем хорошо», его наивная вера в то, что все обязательно закончится счастливо.
Это то, что так раздражает в нем Тень, то, что — «Где наивность - там разруха и бедлам, такой жених не нужен нам!» — побуждает министров от него избавиться.
И грустный итог в том, что эту наивность и светлую веру Христиан-Теодор безвозвратно теряет. Потому что он на самом деле умер. Вот как навсегда умер в другой истории Гэндальф Серый. Кто-то вернулся, но это уже был не он. И тут вернулся тоже не тот Ученый, что был в начале. Он уже не хочет спасти мир, не верит в счастливые концы. Он просто берет за руку единственную девушку, которая до самого конца осталась ему верным другом, и пыталась его защитить — и уходит. Он победил, но в нем нет ни капли торжества — только разочарование и усталость.
Все все поняли, наконец, — Принцесса, Тень, — вот только было слишком поздно. Ученому среди них уже не было места. Они уже сами убили того, кого потом безуспешно пытались вернуть.
Идеалисту опять не нашлось места в мире, где «мечтать полезно только о привычном и земном», ведь не бывает иначе.
Только почему тогда всем так жалко?
***
А теперь Тень.
— Но вы говорили, что он неудачник.
— Все это так, но я жить без него не могу!
Я понимаю, что на моем восприятии потенциальных Гамлетов пагубно отразилось общение с Евой, но... всю историю Тень в первую очередь доказывает Учёному, что он глупец и неудачник — а он умней и достоин главенствовать над ним, то бишь с таким вдохновением описывает мысленные круги вокруг Ученого, что ясно, что там у него главное (с каким придыханием он ждал полуночи, чтобы «простить неудачника»!), что — все остальное, включая трон и принцессу — вторично. Ну, трон конечно его привлекал, но ещё больше ему было важно показать Ученому, что он его заполучил (а также заполучил Принцессу), доказать, что он выше его. Вот только вместо этого как раз Ученый напомнил ему, кто он есть, почему именно он — Тень, и кто его Человек.
Мы неразрывны с ним - водой разлить нельзя,
Мы больше, чем родня, мы ближе, чем друзья.
О нём я знаю то, что он не знает сам -
Я - тот,
я - тот,
я - тот,
кто нужен вам!
Стремление Тени понятно — любая тень в какой-то момент устает от своей роли, и хочет поменяться с хозяином местами — а тут такая возможность, к тому же тень действительно — отражение человека, все те качества, которые есть, но остаются «в тени», не используются, потому что не совместимы с выбранным человеком путем и взглядами. В монологе Ученого, — том, что заканчивается кульминационным «Тень, знай свое место» — мы видим, что Ученый мог бы быть своей Тенью, это все в нем есть. Он не не может — не хочет. Но Тень, видимо, не понимал этого — или не понимал, почему оно так. И потому внутреннее отражение раздражал идеализм в лучших традициях того, как каноничного слизеринца раздражает гриффиндорец.
Понятно и то, почему Тень вышел ЧЭшником — в него Ученый вложил свои чувства, когда отсылал.
И понятно, что Тени Ученый нужен, и не просто формально — он нужен рядом, даже если на позиции подчиненного, это в общем-то психологическая зависимость. Что в полной мере понятно, он все-таки тень и часть его.
Ах, бедный мальчик, видно он не ведал,
Что есть на свете совесть и душа —
Ну что с того, что сам себя он предал?
Цена была, наверно, хороша.
Так что у Тени одновременно желание отделиться и доказать свою самостоятельность и независимость (и превосходство!), и неспособность это сделать. Потому что вот как по мне, но этот светлый идеализм Ученого его не только жутко раздражает, но и — глубоко внутри — восхищает.
Вот только Ученого сложное внутреннее устройство собственной Тени не интересует, особенно после всего произошедшего, и в том его полное право — потому их пути просто расходятся.
Интересно, навсегда ли.
***
Отдельно ещё раз отмечу, что мне очень нравится именно текущий вариант актерских замен Ученого и Тени, потому что да, вроде бы путаница, а на самом деле — все очень правильно, ибо во всех общих сценах с ними ведет всегда только один из них, просто не всегда это Ученый. И потому такое деление ролей — на ведущую и дополняющую, это в чем-то тоже две части одной личности, просто делящиеся иначе, чем физически Ученый-Тень. Так что все очень правильно, единственное — уже говорила много раз — мне немножко не хватило уже на самом спектакле «Все это так, но я жить без него не могу» в исполнении Саши. Но видимо это потому, что я видела на предпоказе в его исполнении, и сильно впечатлилась.)
***
Продолжение, разумеется, следует.
А пока только хочу сказать, насколько они все очень правильные, образы актеров, вот и Ученый/Тень, и Доктор, и Джули (тут, правда, в первую очередь вариант предпоказа), и господа министры, и Цезарь Борджиа... Совершенно не могу представить их иначе, вот какое-то очень точное попадание в то, что создается уже по тексту.
Со звуком у солистов было лучше. К сожалению, в этот раз наоборот, пострадал от плохого звука хор. Зал надо лечить и ставить новый звук. Вообще по полной.
Ждем Вас осенью!
Приходите к нам еще!
в который раз восхищаюсь твоей удивительной способностью нырять в мир (книгу, фильм, спектакль), не довольствуясь впечатлениями, пытаясь всё понять и дознаться, что к чему и почему. С моей персонажецентричностью и склонностью расчленять историю на много маленьких, ухватывая то, что мне ближе и интереснее, твой подход кажется чем-то сродни алхимии))
Спасибо, большой комплимент - такое слышать) Мне все равно кажется, что заметила, вместила в себя и смогла сформулировать я далеко не все, и в любом случае буду ещё дописывать, но... это же не я, я просто это поймала, а заслуга это тех, кто все это прекрасное туда вложил: автора пьесы, автора стихов, автора музыки, всех, кто играл и работал над этим. Я, конечно, в целом впечатлительный человек, глупо это отрицать, но глубина, с которой оно западает, она бывает очень разная, и сейчас задело очень глубоко. Я честно признаюсь в своей неграмотности, я собственно до спектакля ничего не знала о «Тени», потому это и знакомство с шикарным произведением в целом. Но для меня в первую очередь, пожалуй, важно человеческое — человеческие эмоции, человеческие отношения, конфликты на этой почве, и на сцене оно вышло очень живым, очень искренним. Веришь, проникаешься. Поэтому я, ещё раз, безумно благодарна. Всем-всем-всем, и вам особенно — за восхитительную музыку, и за то, что собрали это все вместе.
Правда, у нас не было попыток все это рассмотреть с точки зрения соционики, но и тут все, как мне кажется, верно.
Ну, соционика в данном случае — уже просто что-то, въевшееся в лексикон, аббревиатуры-отсылки, не в ней счастье. Если и говорить, я просто говорю о некоторых группах, на которые делятся персонажи.
Есть Ученый, у которого это желание спасти мир, вера в лучшее, до какой-то степени — умение видеть, но упорное нежелание принимать неприятную изнанку вещей, желание изменить это. Идеализм, идеи.
Есть Тень и Принцесса, у которых, как мне кажется, в сущности, немало общего. У них упор на отношения с другими, в чем-то они видят мир, наоборот, слишком сложно (если Ученый упрощает в своем идеализме) — Принцесса, которая чуточку слишком на публику, слишком претенциозно говорит о том, как «никому нельзя верить», с готовностью верит в двойное дно у Ученого, которого, собственно не было (но в это ей поверить сложнее, чем в то, что было), и с готовностью первым делом сваливает вину на других, и Тень, которого раздражает «простота» Ученого, который считает, что лучше знает мир и вообще — лучше и достойнее, но в итоге, как я уже сказала, я бы поверила в то, что для него важны власть и трон, если бы не эти прекрасные и вдохновенные круги вокруг Ученого. Для меня они тоже наивны. И если Ученый наивен в своей простоте, то они — в излишней сложности. Принцесса хочет любви, Тень хочет признания, то бишь определённых чувств от других (и это главное, чего они хотят), они не хотят навредить (и особенно тому, от кого эти чувства получить стремятся), но при этом их понимание того, как "правильно" достигать желаемого так усложнено, что в итоге именно они умудряются натворить таких дел, что потом сами ужасаются, разводят лапками и говорят «Но мы же не виноваты!» Потому что ведь правда не хотели.
Есть Министры, Тайный Советник, в чем-то и — горожане и придворные. Они — реалисты. Они просто хотят спокойной обеспеченной жизни, или же считают своей обязанностью её государству обеспечивать. Они знают, что разные новые идеи слишком часто оказываются пагубными, не просто же так взялось «хотел, как лучше, а получилось, как всегда», к тому же, ко всему новому ещё надо привыкать, надо принимать — а это не всем просто. Потому у них логичный вопрос — зачем новое, когда есть работающее старое? И в этом их тоже можно понять. Они весьма хорошо представляют, что делают, когда принимают решение избавиться от Ученого, их нельзя назвать в прямом смысле наивными. Однако недостаток такой позиции — близорукость, ограниченность взглядов, которая в данном случае имела вполне конкретные последствия (не просчитали они безголового короля, а все потому, что с их узкой позицией оно им просто в голову не пришло), и так тоже часто бывает в жизни.
И есть Доктор и Юлия, назову их четвертой категорией, это люди, которые тоже видят реальность, как она есть, и хоть и были в немалой степени идеалистами, эту обособленность сохранить не смогли / не захотели, они встроились в этот мир и живут по его законам. Но при этом они сохранили вот эту светлую веру внутри, потому они пытаются — и не могут не помочь Ученому в беде, и собственно, замечу, что именно они Ученого и спасают, они находят решение. Им нужен Ученый, он напоминает им о главном, но и они нужны ему — он бы не справился без их помощи.
На самом деле в высокой степени описанное — раскладка по соционическим квадрам, или по крайней мере их частям.
Ох, что-то я расписалась... но не смогла не.
Со звуком у солистов было лучше. К сожалению, в этот раз наоборот, пострадал от плохого звука хор. Зал надо лечить и ставить новый звук. Вообще по полной.
Ну, я уже рада за солистов, и да, зал, к сожалению, нужно лечить очень серьёзно, и я очень надеюсь, что у вас все выйдет в самом скором времени, потому что это заслуживает самого лучшего, и звука в том числе.
Ибо вот друзья, кого я туда направила на второй спектакль, вот все равно говорили, что не все было слышно, и это было очень прискорбно, ибо слова очень зацепили все, какие были расслышены.
Ждем Вас осенью!
С огромным удовольствием! Если будет возможность (я очень постараюсь), обязательно буду, вот прилечу снова, если придется)
И у осени я ещё больше людей к вам направлю) Этим очень хочется делиться, вот в этот раз не всем успела, но уже обещала рассказать, как следующие будут.)
И пользуясь случаем, хочу спросить — а есть шанс каким-либо образом достать записи? Хоть какие-нибудь, а жетельно все — и предпоказ, и оба варианта. Я готова вносить соответствующие взносы, и не так важно качество, но мне очень нужны эти песни, и это видеть. Очень надеюсь, что выйдет)
Пока только немножко записей песен с 6го нашла на Яндекс.видео.
maggie-ann, приду обязательно, и вам спасибо!) Работать действительно ещё есть над чем — вот я-то ещё ладно, а вот мой друг с задатками театрального критика, мной к вам направленный, очень так подробно под скальпелем все разобрал, многое очень понравилось, но в целом — надеюсь, не обидетесь, — сказал, что неровно, то бишь над отдельными местами ещё работать. Так что желаю, чтобы с каждым разом получалось все лучше))))
rat_mistle, в который раз восхищаюсь твоей удивительной способностью нырять в мир (книгу, фильм, спектакль), не довольствуясь впечатлениями, пытаясь всё понять и дознаться, что к чему и почему.
А я просто не могу иначе, оно само. (Подозреваю, что все-таки это заслуга моей замечательной учительницы литературы моей физмат школы.) Просто впечатления — это хорошо, их много, иногда больше, чем могу вместить, по ощущению, но... они не могут просто так, они стремятся развиться, тремяться соединиться в картинку, обрасти взаимосвязями.
С моей персонажецентричностью и склонностью расчленять историю на много маленьких, ухватывая то, что мне ближе и интереснее, твой подход кажется чем-то сродни алхимии))
Ну, я тоже персоноцентрична)))) Но, опять же, я просто не могу игнорить взаимосвязи. И тут все-таки центр — это Ученый, это он, как Солнце, бросает свет на все происхоящее, так или иначе влияет на всех главных действующих лиц, они все в той или иной степени в его контексте. Даже Доктор и Юлия — они ведь так и ходили бы кругами, если бы он им не напомнил, и не объединил бы их.
А Ученый и Тень для меня — самые подробно прописанные отношения, одна из причин, потому так и зацепило.
О других я просто все никак не соберусь продолжить и написать... Плюс мне надо прочитать «Тень» (я в процессе), чтобы понять, правильно ли я чую (заочно) различие акцентов с оригиналом, ещё и этот анализ провести. И там с остальными персонажами интереснее.
Остальное ещё у тебя в комментах допишу)
Скажу только, что вот из размышлений об Ученом у меня выросла мысль о том, что для меня идейное продолжение тематики «Тени» — размышление о том, а зачем, собственно, Ученому (и любому мечтателю, созвучному ему) продолжать верить, пытаться спасти мир, зачем ему таким быть? Если никому это не нужно, а ему только осложняет жизнь? Там я вижу интересную двойственность отношения других к нему, исходящая из того, чем именно он смущает других.
И у меня даже уже возникли некоторые фразы и диалоги для такого литературного ответа.