Но я пошел на смерть, Аннунциата.
Ведь чтобы победить, надо идти и на смерть.
И вот я победил.
Бьют часы: Дили-дон-динь-дон...
Бьют часы: Дили-дон, динь-динь...
Нет, поверьте - это не сон...
Это только начало сказки...В субботу была на премьере «Тени» — музыкального спектакля по Шварцу.
Слова и музыка были написаны специально для этой постановки, и эти самые слова и музыка настолько прекрасны, что это не выражается словами — они в полной мере достойны стоять в одном ряду со всем известными экранизациями Шварца по уровню, а большего комплимента им не сделаешь. Театр, где это ставится, любительский, потому я не буду говорить, что исполнение вышло во всех отношениях идеальное. Но я скажу, что оно вышло очень душевным — и глубоким, а потому в полной мере осуществило эту историю, какой она должна быть. Я просто очень четко почувствовала, что все, кто в этом участвовал — они вложили туда себя, частичку своей души.
Сложно — да и не факт, что возможно — описать все впечатления, но тем не менее, я настолько прониклась предпоказом, что ещё там, после первого отделения с Тенью (вторым был просто концерт), у меня появилась безумная идея прилететь на выходные специально посмотреть спектакль целиком — раз уж премьера в субботу.
И прилетела. И не пожалела об этом.
Бьют часы: Дили-дон-динь-дон...
Бьют часы: Дили-дон, динь-динь...
Скоро занавес и поклон...
После, после поговорим.(с)Почитать стихи, на которых основано либретто (то бишь почти все, кроме цитат из Шварца между этими стихами), авторства Ирины Югансон (Нероновой), можно
тут и на следующей странице, идя по «Песням к мьюзиклу Тень», начиная с конца и двигаясь к началу.
А теперь тут будет большой многобукв, потому что от сильных спектаклей отдача у меня наступает, по опыту, через день, потому сейчас у меня ломка от невозможности это переслушивать и много-много всего внутри, сразу обо всем — о сюжете Шварца, об этой конкретной версии, о персонажах и идеях...
( читать дальше )***
Раз уж песен из мьюзикла у меня нет, а без музыкального сопровождения никак нельзя, будут "чужие" ассоциации, и эта первая — на финал, осадком от всего.
Только думать здесь не надо —
Всё продумано за вас.
Счастливый конец у сказки бывает очень редко — сказала Аннунциата в самом начале. И в этой сказке его не случилось. Нет, он мог бы быть счастливым, но это было бы фальшиво. А так он вышел правильным.
Вообще, конечно, начать надо было бы с Тени. Все-таки с Тени для меня все началось, и где-то после того самого "я - тот, я - тот, я - тот, кто нужен вам" и следующей песни министров я осознала, что меня пришибло, вот чем-то так зацепило — внезапно — что я немного неадекватно воспринимаю реальность, как бывает, когда моя несчастная двумерная ЧЭ не вмещает все, что требуется.
Но о Тени я уже немного говорила и ещё больше думала.
Потому начну я с Ученого. С Христиана-Теодора.
Пустые споры, слов туман,
Дворцы и норы, свет и тьма,
И утешенье лишь в одном —
Стоять до смерти на своем.
Именно когда я задумалась об Ученом, я поняла, что на самом деле это все-таки очень грустная история. Потому что когда кто-то уходит, это всегда грустно, ибо значит, — как бы лучше ему ни было там, куда он идет, — что вот тут этому человеку места не нашлось.
Вообще, это очередная история о квадровых конфликтов, о конфикте идеализма альфы со светлым, но способным очень больно ранить заблуждением беты и рациональным расчетом гаммы.
Это хуже, чем ангина, скарлатина, или корь,
Уверяю Вас, наивность - преопаснейшая хворь!
О возвышенных идеях позабудьте навсегда.
Будьте проще и наглее и не тронет Вас беда.
И именно наивность Ученого — корень всех последующих бед. «Если бы не казалось мне, что весь мир несчастен из-за того, что я еще не придумал, как спасти его, то было бы совсем хорошо», его наивная вера в то, что все обязательно закончится счастливо.
Это то, что так раздражает в нем Тень, то, что — «Где наивность - там разруха и бедлам, такой жених не нужен нам!» — побуждает министров от него избавиться.
И грустный итог в том, что эту наивность и светлую веру Христиан-Теодор безвозвратно теряет. Потому что он на самом деле умер. Вот как навсегда умер в другой истории Гэндальф Серый. Кто-то вернулся, но это уже был не он. И тут вернулся тоже не тот Ученый, что был в начале. Он уже не хочет спасти мир, не верит в счастливые концы. Он просто берет за руку единственную девушку, которая до самого конца осталась ему верным другом, и пыталась его защитить — и уходит. Он победил, но в нем нет ни капли торжества — только разочарование и усталость.
Все все поняли, наконец, — Принцесса, Тень, — вот только было слишком поздно. Ученому среди них уже не было места. Они уже сами убили того, кого потом безуспешно пытались вернуть.
Идеалисту опять не нашлось места в мире, где «мечтать полезно только о привычном и земном», ведь не бывает иначе.
Только почему тогда всем так жалко?
***
А теперь Тень.
— Но вы говорили, что он неудачник.
— Все это так, но я жить без него не могу!
Я понимаю, что на моем восприятии потенциальных Гамлетов пагубно отразилось общение с Евой, но... всю историю Тень в первую очередь доказывает Учёному, что он глупец и неудачник — а он умней и достоин главенствовать над ним, то бишь с таким вдохновением описывает мысленные круги вокруг Ученого, что ясно, что там у него главное (с каким придыханием он ждал полуночи, чтобы «простить неудачника»!), что — все остальное, включая трон и принцессу — вторично. Ну, трон конечно его привлекал, но ещё больше ему было важно показать Ученому, что он его заполучил (а также заполучил Принцессу), доказать, что он выше его. Вот только вместо этого как раз Ученый напомнил ему, кто он есть, почему именно он — Тень, и кто его Человек.
Мы неразрывны с ним - водой разлить нельзя,
Мы больше, чем родня, мы ближе, чем друзья.
О нём я знаю то, что он не знает сам -
Я - тот,
я - тот,
я - тот,
кто нужен вам!
Стремление Тени понятно — любая тень в какой-то момент устает от своей роли, и хочет поменяться с хозяином местами — а тут такая возможность, к тому же тень действительно — отражение человека, все те качества, которые есть, но остаются «в тени», не используются, потому что не совместимы с выбранным человеком путем и взглядами. В монологе Ученого, — том, что заканчивается кульминационным «Тень, знай свое место» — мы видим, что Ученый мог бы быть своей Тенью, это все в нем есть. Он не не может — не хочет. Но Тень, видимо, не понимал этого — или не понимал, почему оно так. И потому внутреннее отражение раздражал идеализм в лучших традициях того, как каноничного слизеринца раздражает гриффиндорец.
Понятно и то, почему Тень вышел ЧЭшником — в него Ученый вложил свои чувства, когда отсылал.
И понятно, что Тени Ученый нужен, и не просто формально — он нужен рядом, даже если на позиции подчиненного, это в общем-то психологическая зависимость. Что в полной мере понятно, он все-таки тень и часть его.
Ах, бедный мальчик, видно он не ведал,
Что есть на свете совесть и душа —
Ну что с того, что сам себя он предал?
Цена была, наверно, хороша.
Так что у Тени одновременно желание отделиться и доказать свою самостоятельность и независимость (и превосходство!), и неспособность это сделать. Потому что вот как по мне, но этот светлый идеализм Ученого его не только жутко раздражает, но и — глубоко внутри — восхищает.
Вот только Ученого сложное внутреннее устройство собственной Тени не интересует, особенно после всего произошедшего, и в том его полное право — потому их пути просто расходятся.
Интересно, навсегда ли.
***
Отдельно ещё раз отмечу, что мне очень нравится именно текущий вариант актерских замен Ученого и Тени, потому что да, вроде бы путаница, а на самом деле — все очень правильно, ибо во всех общих сценах с ними ведет всегда только один из них, просто не всегда это Ученый. И потому такое деление ролей — на ведущую и дополняющую, это в чем-то тоже две части одной личности, просто делящиеся иначе, чем физически Ученый-Тень. Так что все очень правильно, единственное — уже говорила много раз — мне немножко не хватило уже на самом спектакле «Все это так, но я жить без него не могу» в исполнении Саши. Но видимо это потому, что я видела на предпоказе в его исполнении, и сильно впечатлилась.)
***
Продолжение, разумеется, следует.
А пока только хочу сказать, насколько они все очень правильные, образы актеров, вот и Ученый/Тень, и Доктор, и Джули (тут, правда, в первую очередь вариант предпоказа), и господа министры, и Цезарь Борджиа... Совершенно не могу представить их иначе, вот какое-то очень точное попадание в то, что создается уже по тексту.