Я всё ещё продолжаю разбор аниме и в первую очередь Йохана.Я всё ещё продолжаю разбор аниме и в первую очередь Йохана.
Есть несколько фактологических моментов, которые отказываются соединяться.
Почему мать пыталась создать впечатление, что ребёнок только один?
Ведь очевидно (за предрасположенностью к такому варианту и полным отсутствием намёка на обратное), что за ней отлично следили и в покое не оставляли. Пока я не поняла.
Не поняла я и того, когда, собственно, им успели прочитать "сказки" Бонапарты, которые явно начали дело расшатывания психики Йохана. Я бы сказала, что их водили на "чтения", но тогда непонятно, почему был драматизм момента, когда выбирали одного из близнецов. Мать бы их никогда бы читать не стала. Остаётся вариант, что совсем-совсем в детстве и ещё до того, как они поселились в "Трёх Жабах", но сие странно.
Зато я поняла, что вот эта самая затея с переодеванием изначально, весьма вероятно, давила на Йохана. Ибо именно он получался копией сестры-оригинала, а не наоборот. Что явно могло родить определённую предрасположенность думать, что как бы хватило бы, и лучше было бы, возможно, был бы один ребёнок, и родить подозрения, что ненужным был он.
И дальше переломным моментом стал этот выбор, сделанный матерью. Выбор, в котором он видел не только эту ужасную правду, что равенства нет, ибо иначе мать не смогла бы выбрать между ними, но и со своей этой склонностью видел безнадёжными оба варианта - либо он был не нужен (и перепутан с сестрой, значит, и вправду ничего из себя не представляющий), либо из-за того, что им мать дорожила больше, столько страданий выпало на долю сестры. Она-то сидела эти вечно тянущиеся дни и переставала о чём-либо думать. У него же было, над чем подумать...
И дальше, - интересную я прочла и усвоила идею, - после этой полной очистки сознания, которая произошла с Анной, ей на чистый лист записали этот ужас смертей, и монстр действительно родился, и родился в Анне, - но дальше случилось что-то ещё сильнее запомнившееся. Я поняла, почему эта тянущаяся вперёд рука Бонапарты запомнилась (и вообще всплывает) куда лучше (и чаще). Потому что это действительно своего рода гипнотический жест. Он запомнился, потому что на самом деле явился тем ограничителем, тем эффектом, тем впечатлением, которое на подсознательном уровне легло поверх старшных воспоминаний и "запечатало" для Анны монстра. Слова о том, что они с братом - прекрасные сокровища и потому не могут стать/не должны стать монстрами. Затем она забыла эти слова, забыла, что они вообще были (похоже, как раз это она даже брату не рассказала), но эффект от них определил её дальнейшую жизнь.
Она пришла, рассказала всё брату - и забыла, как ей и было сказано. А брат впитал все эти воспоминания, принял их вместе с монстром в них, но ему не были сказаны самые важные слова - и потому в нем монстр остался и засел, засел глубоко.
Ещё я наконец-то поняла для себя момент с их матерью. Она действительно не вернулась тогда, и я думаю, не потому, что не могла, - а потому, что не хотела, у неё не было душевных сил вернуться к ним, она сломалась. Сломалась, и подозреваю, в тот же самый момент, когда выбрала между близнецами. И даже понятно почему. Всем воздаётся заслуженное, её съела та самая ненависть, которую она испытывала к Бонапарте. Она поглотила её, и она потеряла способность по-настоящему любить, даже собственных детей. А потом поняла, что наделала, - но не смогла справиться с грузом ответственности. И Йохан, похоже, это тоже понял. Он извинился, потому что чувствовал себя виноватым, за всё, - по-другому не объяснишь. И плакал, плакал... пока не потерял способность плакать. В тот день в той комнатке в "Трёх Жабах". Он заплачет, похоже, ещё только единственный раз. В том домике Бонапарты в окружении бессчётных их портретов. Потому что тогда он уже проснулся. Проснулся ото сна.
А тогда... тогда он воистину почувствовал себя монстром без имени, да и сестру, собственно, немного тоже (настолько, насколько они были одним целым), ведь сказал он ей тогда на границе, "мы монстры без имени", хотя он всячески пытался уберечь её. Он ведь убивал в первую очередь именно потому, что боялся, что их выдадут и вернут. У него не было причин доверять людям, у него были только воспоминания ужасов поместья Красных Роз. Не было причин ценить человеческую жизнь.
Я думаю, что ответственен за появление у Йохана этой идеи о сравнении людей с муравьям 511ый Киндерхайм. Мысли о сестре провели его через этот ад, но та бойня, что устроили там ученики и учителя была его первым "эспериментом"...
Но он всё же осознавал, что делает, чем становится. Потому собственно единственное, что он сделал, когда его самый дорогой человек, сестра, направила на него пистолет - указал, куда стрелять, и наставил выбросить потом пистолет.
Но дальше на его пути встретился Тенма. Я вообще начинаю считать, что это - самое символичное "совпадение" истории. Что мальчику Йохану, который уже ни на что не надеялся, ничего собственно не чувствовал и уже не был даже способен понять, что потерял... встретился, и не просто встретился, но спас жизнь человек такой удивительно "хороший", будто на великое зло, великого "монстра" внутри Йохана должно было найтись великое добро.
И Тенма задел его. Запал ему в душу, хотя, собственно, там кроме сестры уже давно никого не существовало. Задел тем, что проповедовал идею, что все жизни равны", а ведь для Йохана уже было очевидно, что это не так. Задел тем, что спас, хотя возможно, что в словах Йохана "Я должен был умереть тогда (а вы меня спасли)" было куда больше смысла, чем кажется в начале.
А ещё, возможно, где-то очень глубоко, - задел тем, что Тенма ведь вероятно был первым, кто сказал Йохану, что для него важен он и его жизнь, сказал ему жить дальше и что он, Йохан, помог ему, и причём сказал от всего сердца и действительно имея это в виду... Я практически уверена, что ему до этого никто такого не говорил. Некому было, кроме сестры... А Анна... Йохан всегда говорил ей, как она для него важна, а Анна, скорее всего, подразумевала это, но не говорила.
Потому Тенма вернул Йохана к жизни не только в смысле медицинском, он ещё и сказал ему жить дальше, он подарил ему какую-то "внешнюю" цель, доказать неправоту, что-то чуть более конструктивное, чем разрушение и саморазрушение, что были у Йохана на пути.
Потому, хоть нам и не раскрыли до конца двойственность личности и смысл того послания, - просьбы о помощи, - что оставил однажды Йохан, я верю, что оно было в первую очередь для Тенмы (ну, и для сестры, разумеется).
Есть ещё много неясного, и в том числе, я не уверена, что мысль о "стирании" себя из этого мира восходит только к мыслям из далёкого детства, что-то там есть ещё... Может, это такая странная попытка стереть из этого мира не только и не столько себя (тем более, он в чём-то останется, пока останется его сестра, а её он ни в коем случае убивать не собирается), сколько этого самого монстра внутри себя, унести с собой.
Хотя куда его занесло и из какого "сна" он проснулся перед последней аркой, я пока поняла не до конца. Но это явно была какая-то им самим себе навязанная иллюзия... Возможно, это был такой фатализм того, что именно ему было предначертано стать этим монстром (а теперь он понял, что что-то не так, ведь Анна тоже должна была в таком случае стать таковым, и не стала, - и это может быть одним из объяснений того странного выражения лица, когда он одновременно смеялся и плакал).
А возможно...
Я продолжу думать завтра.
А напоследок маленькая цитата, которой угораздило мне запомниться... Она очень хорошо отражает отношение к Йохану, на мой взгляд.
"До середины сериала я думала, что в Йохана вселилась некая инфернальная сущность, или он изначально дьявольский ребенок, как в фильме «Омен». Но когда он упал в обморок в библиотеке, поняла, что он человек."
blanchefleur, World-Art